Главная » Люди » Искусство бытия

Искусство бытия

Сергею Шнурову исполняется сорок, музыканта Шнура мы знаем лет двадцать. И за это время видели его всяким: и пьяным, и трезвым, и голым, и одетым, и эпатажным, и очень сдержанным. Какой же он на самом деле? Искренний.

Как и полагается, уважающая себя звезда задерживается, но долго ждать не заставляет. Сергей знакомится с каждым участником процесса, жмет руки, улыбается, запросто фотографируется для отчетов в Instagram и вообще ведет себя не по-звездному просто. Мы привыкаем друг к другу, к съемочной площадке, где вовсю еще идет ремонт, к атмосфере, к рабочему-узбеку, который тихонько красит потолок. И вот Сергей уже больше не уходит переодеваться в гримерку. «А чего париться? Кто чего еще не видел?» — Шнур откровенный и непосредственный…

Сергей Шнуров многое перепробовал в своей жизни: был и сторожем, и кузнецом. Он музыкант и актер, поэт и даже художник. Сергей Шнуров — интересный собеседник с философским взглядом на мир, на который иногда можно и матюгнуться от души.

Сергей, у тебя в свое время был довольно необычный подбор учебных заведений: ЛИСИ, Реставрационный лицей, Духовная академия…

Просто были такие времена. Начало девяностых, жизнь летела куда-то в тартарары, и никто не понимал, возникнет ли что-нибудь на развалинах советской империи, или осваивать эти просторы придут совершенно иные люди. Поэтому для меня это не был выбор профессии. Это было стремление узнать что-то, что является, как бы высокопарно это ни звучало, «вечной ценностью». Как, положим, древнегреческий язык, пусть он и мертвый. И потом, в начале девяностых общий интерес к философии был громадный. На каждом книжном развале продавался ну Ницше уж точно! То, что раньше не печаталось. Возникла свобода слова, появилась куча литературы, которую можно было читать. И ее нужно было читать!

А музыка в твоей жизни существовала параллельно?

Да, у нас еще в школе была группа, мы что-то там тренькали. А потом я решил, что это абсолютно не мое дело. Но, так сказать, связи остались. Многие ребята из моего круга знакомых стали играть в клубе «Там-Там», где-то еще. Меня призывали в качестве сессионного музыканта, и я иногда выступал с какими-то непонятными коллективами. А группа «Ленинград» собралась от нечего делать. Мы все работали, и выходные нужно было чем-то занимать. Можно было ходить играть в бильярд или боулинг. Но мне казалось, что катать шары на столе либо по дорожке — совершенно пустое занятие. Поэтому мы решили собрать группу. Хобби такое у нас было.

Есть ли разница между Шнуром и Сергеем Шнуровым? Это образ и реальность — или один и тот же человек?

Вообще люди всегда разные. Странно себе предполагать, что некий боксер Валуев ведет себя дома на кухне точно так же, как на ринге. Или футболист Аршавин, приходя домой, набивает мячик. Я тоже не всегда пою.

Я немножко не об этом. На сцене все делается от души, или это работа над образом?

А как понять, где великий актер Никулин настоящий, а где нет? Неизвестно. Настоящий ли Никулин, когда играет фронтовика или какого-нибудь ушлепка со сломанной рукой? Это все Никулин! Человек не является какой-то мертвой статуэткой. Он меняется. Даже в зависимости от погоды. Вот сегодня солнышко светит — у меня хорошее настроение, а был бы дождь — я, может, вообще бы с вами не разговаривал…

В таком случае хорошо, что нет дождя! Сергей, ты веришь в Бога?

Нет людей, которые не верят в Бога. Есть люди, которые стараются не думать на эту тему. Мне приходится.

Как это уживается с тем, что ты делаешь в жизни и на сцене?

Да очень просто! Сцена это сцена, недаром она и называется так. Это некая мистерия. И не нужно путать ее с алтарем, что многие у нас делают. И ни в коем случае нельзя путать интервью с исповедью (улыбается).

Ты уже столько всего успел попробовать. Чем в данный момент нравится и хочется заниматься?

Я далеко не думаю, всегда стараюсь заниматься тем, что мне интересно. Даже сторожем мне было интересно работать. Кузнецом работал много и усердно, мне это было на триста процентов интересно. Я вот даже думаю, что когда-нибудь, выйдя на пенсию, еще приду в кузницу. Так что неизвестно, куда дальше двинется мой интерес.

А о чем в детстве мечтал?

Мечта про взрослую и большую жизнь? Я хотел быть взрослым по понятным причинам: чтобы гулять подольше и телевизор смотреть, когда хочется. Все. Главное, чтобы телек включил и мультики все время, желательно «Капитан Врунгель». Больше никакой прелести во взрослой жизни я не видел. Не мечтал в пять лет о какой-то профессии. Хотя в детском саду сделал первый журнал — что-то про динозавров и рыцарей. У нас была редакция из трех человек, каждый делал свои странички, а потом мама моя их сшила. По-моему, журнал у нее даже сохранился.

Для чего в 2012 году ты снялся в рекламе препарата, повышающего потенцию. Платили хорошо или по другой причине?

Вот снимается какой-нибудь Мел Гибсон в рекламе банка «Траст». Он что, банки любит? Нет, все элементарно: реклама — это легкая возможность срубить по-легкому кучу бабла. Я никогда не противостою этому. Если мне несут деньги в чемодане, я не строю из себя какого-то щепетильного рафинированного мальчика и не говорю: «Нет, я не по этим гайкам, извините, меня деньги не интересуют». Почему же? Я могу их взять. Если бы у меня были проблемы с х**м, я бы сильно задумался. А так как у меня с этим все ничего, я могу себе позволить сняться в такой рекламе.

Мне показалось, ты любишь пофилософствовать? Нашел для себя ответы на вопросы: кто мы и зачем здесь?

Вообще, думать по этому поводу стоит. Ответить невозможно, нет решения у этого уравнения. Мыслей у меня полно: опять же все зависит в том числе и от погоды. Иногда кажется, что жизнь — это некий филиал ада. Иногда думаешь, что это никакое не испытание, а дар и счастье. Я не воспринимаю жизнь как аттракцион, поэтому у меня нет задачи словить как можно больше кайфа.

Тебе хотелось бы в своей жизни что-то изменить или повторить?

И хотелось бы, и нет. Лучше не желать того, чего не знаешь. А то пожелаешь — и исполнится. Мне порой кажется, что наш мир потому устроен таким чудовищным образом, что Бог исполняет все желания (смеется).

Главное качество в человеке?

Человек — животное социальное, все зависит от контекста. Прекрасные качества, которые воспеваются во время войны, в мирной жизни неприменимы. Кстати, много же трагедийных судеб, когда люди на войне были героями, а в мирной жизни становятся преступниками, хотя делают одно и то же. Так что если говорить о главном качестве, то давай напишем просто — ловкость!

А твое лучшее качество?

Способность мыслить комбинаторно. Более, наверное, я ничего про себя сказать и не могу. Иногда у меня были прорывы какие-то поэтические, не так много, но они были тем не менее. Музыкальные какие-то интересные решения — их тоже не так много, но они есть. Я трезво смотрю на то, что я делаю, как ни странно это звучит из моих уст.

Ты неоднократно говорил, что после сорока на сцену ни ногой. 13 апреля — прощальный концерт?

Я говорил: «Кто увидит меня на сцене после сорока — пристрелите». Поэтому вопрос остается открытым. Можете стрелять. Пока я не чувствую, что нужно уходить. Силы еще есть. Тот же самый Мик Джаггер, вот стоит ему сейчас уходить? Думаю, что нет. Он е**шит так, как многим молодым и не снилось. Многое еще зависит от того, что ты исполняешь. Понятное дело, что глупо в сорок делать то, что ты делал в двадцать. Это просто не-нор-маль-но. О душе пора подумать уже.

Текст: Юлия Большакова
Фото: Стас Гордиенко

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»