Главная » Life&management » Трудно быть богом

Трудно быть богом

Трудно быть богом

 

Успешный ученик, отличник, «всем ребятам пример» — завидная роль, но тяжелая ноша. Простившись со школой, бывшие отличники далеко не всегда способны сделать успешную карьеру и построить личное счастье. Психологи уверены, что дело здесь в некоторых важных компонентах успеха, которые не измеряются оценками в дневнике.

Если вы видели хоть один голливудский фильм про жизнь студентов колледжа, то вам, несомненно, знаком этот типаж: красавец, отличник, капитан футбольной сборной, председатель дискуссионного клуба и король выпускного бала. А потом… потом камера отъезжает в сторону, и мы полтора часа следим за душевными метаниями школьного аутсайдера, а лучший из лучших так и остается второстепенным персонажем, который нужен режиссеру, только чтобы оттенять проблемы главного героя.

Отличник, как правило, не вызывает у нас ни тревоги, ни сочувствия — он просто молодец, и у него все хорошо. Мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается непомерно велика. Что же такое пресловутый «синдром отличника» и как распознать его у успешного ребенка?

Отметки в обмен на любовь

Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах, — уверена психолог Анна Петровская, специалист по детско-родительским взаимоотношениям. — Причем, поскольку девочки в этом возрасте зачастую более аккуратны и усидчивы, они и преуспевают чаще, так что справедливо говорить о синдроме отличницы, а не отличника».

На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно. Но со временем задача усложняется. Прописи пройдены, а творческие задания уже невозможно выполнять по шаблону. Однако отличницы в глубине души уверены: не получишь пятерку — никто не будет тебя любить и уважать.

«Парадоксально, но недостаточная уверенность в себе — характерная проблема многих успешных детей и подростков, — подтверждает Анна Петровская. — Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. И совсем не обязательно, что учеба как таковая приносит ребенку удовольствие».

Детская установка «сделай на отлично и получи одобрение», как это ни странно, во взрослой жизни может иметь катастрофические последствия. В частности, при построении личных отношений. Пытаясь следовать стереотипу хорошей жены (вкусный обед, чистота в квартире, выглаженные рубашки) или мужа (высокий заработок, помощь по дому, воскресные прогулки с детьми), бывшие отличники и отличницы ждут эмоционального отклика — нежности, восхищения. И если партнер не готов на эмоциональную оценку или принимает все как должное, то возникает почва для конфликта. Особенно когда «трудовые подвиги» ради соответствия неким стереотипам, так же как и «гранит науки» в школьные годы, не приносят им самим никакого удовольствия.

Ребенок, которому в семье не дали понять и почувствовать, что его любят не за пятерки и победы на олимпиадах, что родительская любовь безусловна неизбежно сталкивается с проблемой заниженной самооценки. Во взрослой жизни отличникам бывает очень сложно осознать, что их выбрали и полюбили не за соответствие стереотипу «идеального супруга», а за их личные неповторимые достоинства, которых они зачастую не признают и не ценят.

Проблема: заниженная самооценка.

На что обратить внимание: хорошо, если ваш малыш получает отличные отметки, замечательно, что он спешит поделиться этим с вами. Однако прислушайтесь — не становятся ли они единственным, о чем он стремится рассказать?

Что делать: постарайтесь сместить акцент с отметок на сам процесс учебы. Спрашивайте не о том, какие оценки сегодня он получил, а что нового узнал, что его удивило или порадовало.

Совет психолога: «Обсуждая очередную пятерку, хвалите ребенка не за саму отметку, — советует Анна Петровская, — а за трудолюбие, усердие, прилежание. Покажите, что вы гордитесь им самим и его работой, а не тем, как оценивают его окружающие».

Трудно быть богом

Правило черной королевы

«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» — сообщила Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Как ни удивительно, но отличникам похвалы достаются гораздо реже, чем менее удачливым сверстникам. Ведь их успехи воспринимаются как должное, зато редкие провалы становятся центром всеобщего внимания, в то время как с завзятыми троечниками все обстоит как раз наоборот. Паническая боязнь ошибиться, стремление во что бы то ни стало быть лучшим во всем может довести до настоящего невроза.

«Можно выделить два принципиальных момента, которые подводят очень способных ребят, — рассказывает Александр Овсянников, специалист центра по работе с одаренными детьми. — Это неспособность выделить приоритеты и неумение проигрывать. Ребенок (с помощью родителей) должен выделить что-то основное, наиболее важное и перспективное и сосредоточить на этом направлении свои усилия. Разумеется, увлечения подростка могут со временем меняться, но их не должно быть бесконечно много! Однако на практике, стремясь завоевать внимание и одобрение родителей, он покоряет все новые и новые вершины, добиваясь зачастую обратного результата — интерес к его успехам падает».

Во взрослой жизни этот аспект «синдрома отличника» становится настоящим стрессовым фактором, особенно для женщин. Не умея выделять главное, жена и мама может довести себя до изнурения, пытаясь содержать дом в безупречном порядке и одновременно выстроить карьеру. Ведь отказ от любой мелочи, будь то воскресная выпечка собственного изготовления или подготовка дополнительных слайдов для презентации, воспринимается как настоящее поражение — все должно быть сделано идеально! Сперва для этого жертвуют отдыхом, затем сном, затем общением с близкими.

Проблема: неумение выделить приоритеты.

На что обратить внимание: ваш ребенок взял приз на певческом конкурсе, выиграл олимпиаду по математике, стал чемпионом по плаванию, а теперь еще и сообщил, что записался на курсы японского языка? Если он коллекционирует награды и медали во всем подряд — подумайте, может, это послание «я хороший», предназначенное для вас?

Что делать: говорите с ребенком о перспективах, связанных с его увлечениями, постарайтесь помочь ему выбрать наиболее значимые из них.

Совет психолога: «Идеально, если вы разделите интересы с сыном или дочерью, разумеется, на доступном для вас уровне, — советует психолог Анна Петровская. — Если он увлекается спортом — ходите с ним на соревнования, где принимают участие его кумиры, если рисует — на выставки, музицирует — на концерты».

Трудно быть богом 2

Наука проигрывать

Зачастую отличник так боится ошибиться, дать неверный ответ, проиграть, что это превращается в настоящую фобию. Стремясь обезопасить себя от провала, ребенок, с одной стороны, тратит невероятные усилия на то, чтобы выучить задание, с другой — боится отойти от заданного учителем шаблона. Но в старших классах (или на университетской скамье) он действительно может оказаться в худшем из своих кошмаров — быть поверженным бывшим троечником, который берется за ум и начинает буквально фонтанировать блистательными идеями и оригинальными решениями нестандартных задач. Вспомните свое детство — если в первом классе в отличницах ходили исключительно девочки, то на выпускном вечере зачастую оказывалось, что гордостью класса и победителями всевозможных олимпиад стали их одноклассники-мальчики.

«Поражение — не менее важный обучающий фактор, чем победа, — уверен педагог Александр Овсянников. — Оно стимулирует развитие, заставляет искать новые пути, рисковать. Это лучший из всех возможных уроков — оно позволяет узнать и свои слабые стороны, и сильные стороны соперника. Тот, кто боится проиграть — фактически уже проиграл». Страх выйти за рамки, принять нестандартное решение зачастую мешает при построении карьеры. Существует распространенное мнение, что собственный бизнес открывают троечники, не боящиеся рисковать, а бывшие отличники нанимаются к ним на работу. Это, конечно, несколько утрированно, как и всякое обобщение, однако в известной мере иллюстрирует реальную проблему.

Проблема: неумение проигрывать.

На что обратить внимание: если ребенок перед состязанием или экзаменом по хорошо знакомому предмету излишне нервничает, не может спать, доводит себя зубрежкой несправедливых судей и нечестных соперников — возможно, он просто не умеет проигрывать.

Что делать: помните, что любой экзамен — это стресс, хвалите и поддерживайте ребенка вне зависимости от того, насколько успешно он выдержал испытание. Не акцентируйте внимание на поражении, смотрите в будущее: когда эмоции улягутся, обязательно обсудите с ребенком, что нужно сделать в следующий раз, чтобы сдать экзамен.

Совет психолога: «Малышу полезны всевозможные игры с элементом случайности: с подбрасыванием кубика и подсчетом очков, лото, детское домино, — советует психолог Анна Петровская, — выигрывать и проигрывать нужно учиться с детства».

Если друг оказался вдруг…

Если ребенок не только хорошо учится, но и преуспевает в музыке, спорте или участвует в театральных постановках, то он обычно довольно популярен среди сверстников. Однако многих привлекает не столько дружба с конкретным человеком, сколько сам статус лидера. Рядом с таким одноклассником более слабый сверстник чувствует себя сильным, успешным и защищенным. Однако у самих лидеров популярность вызывает смешанные чувства.

«Находиться на вершине общественного признания приятно, — поясняет Анна Петровская. — Страх утратить привлекательную позицию и самому оказаться зависимым от чужого расположения бывает очень велик: ребенку кажется, что без своих успехов и побед он будет не интересен и не важен сверстникам. Это порождает ложную социальную установку: вместо того, чтобы искать друзей, с которыми объединяют общие интересы, устанавливать с ними эмоциональную связь, приобретать опыт сотрудничества, он ищет способы укрепить свой авторитет, зафиксировать превосходство».

С другой стороны, сам ребенок зачастую осознает ущербность такой дружбы. Он воспринимает происходящее как потребительское отношение к себе, но не видит выхода из сложившейся ситуации. Подростка с тонкой душевной организацией это может привести к настоящей депрессии.

У взрослых «отличников» часто сохраняется неумение организовать партнерские взаимоотношения. Они нуждаются в начальстве, которое бы хвалило и одобряло их действия (вместо учителей и родителей), они могут мобилизовать подчиненных, используя имеющиеся лидерские навыки, но у них нет опыта эффективной работы в команде.

Проблема: ребенку дискомфортно среди сверстников.

На что обратить внимание: слишком много или слишком мало друзей. Уже в младшем школьном возрасте в детском коллективе формируются стабильные отношения, и если у ребенка каждую неделю появляется новый лучший друг, а на день рождения к нему стремится попасть весь класс — это говорит о том, что он запутался в своих чувствах.

Что делать: поощряйте отношения с теми из приятелей, с кем его связывает совместная деятельность — члены спортивной команды, актеры театральной студии, участники научного кружка. Командная работа, в которой ребенок становится то ведущим, то ведомым, позволит ребенку освоить различные социальные роли и подарит настоящих друзей.

Совет психолога: «Возможности родителей в этом плане не очень велики: нельзя достать для ребенка друга из кармана и во многом приходится полагаться на естественный ход событий, — рассуждает Анна Петровская. — С другой стороны, семья может практически все: если дома ровная, доброжелательная, уважительная атмосфера, если к голосу каждого члена семьи прислушиваются, а мнение учитывается, то у ребенка сформируется правильное представление о семейных и дружеских взаимоотношениях, которое он пронесет через всю жизнь».

Впрочем, в такой семье у ребенка вряд ли возникнет «синдром отличника». Ведь несчастными всеобщих любимцев делает только недостаток нашей безусловной родительской любви. Так что просто любите их еще чуть-чуть больше.

Попытка Билла Гейтса продолжить семейную традицию и стать адвокатом закончилась отчислением из Гарварда за неуспеваемость и прогулы. Хотя в школе Билл вошел в десятку лучших учеников США, набрав на выпускных экзаменах фантастически высокое количество баллов (1590 из 1600), разработал собственный курс основ программирования и даже преподавал его сверстникам в привилегированной частной школе «Лейксайд». Трудно представить, как выглядели бы сегодня наши компьютеры, если бы у Гейтса оказался «синдром отличника» и он бы принялся за изучение юриспруденции с тем же рвением, что и за программирование. Но Гейтс не побоялся отказаться от блестящей карьеры в пользу новаторского бизнеса и, между прочим, был поддержан семьей.

Классические примеры «гениальных троечников» — это Альберт Эйнштейн, который с грехом пополам едва окончил Цюрихское высшее техническое училище, и Томас Эдисон с четырьмя классами образования, которого школьный учитель называл «безмозглым». Два выдающихся гения были не замечены и не оценены во время обучения, потому что категорически не умели «играть по правилам». Эдисон на старости лет часто повторял: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы что-нибудь, если бы ходил в школу!»

Текст: Ирина Ильина

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»