Главная » Люди » Ставлю на кино

Ставлю на кино

Здание гигантского кинокомплекса «Главкино» на Новой Риге сияет всеми цветами радуги и выглядит в заснеженном пейзаже необычайно позитивно. На сегодня «Главкино» — любимое детище Федора Бондарчука, непростой инвестиционный проект, которому только предстоит окупиться.

На парковке у главного входа в «Главкино» — ажиотаж, по коридорам носится костюмированная массовка, а в исполинских размеров съемочных павильонах идет запись. Знакомый голос… Киркоров? Точно — 1 канал снимает главное новогоднее шоу страны. Кинокомплекс занимает 33 тысячи квадратных метров, превосходит по площадям студию «Мосфильм» и оснащен по последнему слову техники, включая полный 3D-тракт.

— До кризиса мы планировали, что 40 % загрузки будет приходиться на кино, — объясняет Бондарчук своим фирменным мягким баритоном. — Но время начало диктовать другие правила: телевизионные каналы изменились, перспектива дефицита ТВ-контента в связи с увеличением числа цифровых каналов приобрела качественно новый уровень. Поэтому сейчас «Главкино» процентов на 90 работает на телевидение. Комплекс открылся в марте 2012 года и сразу начал с большого телепроекта — «Битва хоров» для канала «Россия 1».

— Я признателен, конечно, Антону Златопольскому (генеральный директор телекомпании «Россия». — Прим. ред.), что он поверил в «Главкино», ведь это же гигантское шоу воскресного прайма, прямой эфир! Картинка по техническим характеристикам сильно превзошла то, что идет сейчас на телевидении. Плюс работа английской режиссерской команды и невероятно талантливый продюсер экстра-класса Марго Кружавска — в итоге проект дал отличные рейтинги!

Сейчас на студии уже снимает 1 канал, здесь стоит ТНТ, снимали Comedy Battle, здесь и MTV, и 3 канал, здесь снимала Наташа Бондарчук «Снежную Королеву» с американским 3D-юнитом.

Съемки для «Дорогого удовольствия» Бондарчук предложил провести здесь же, в одном из павильонов. Общаться за кофе — у себя в кабинете с лаконичной обстановкой и наружной стеной из прозрачного стекла. Два соседних точно таких же кабинета, очевидно, принадлежат соучредителям — Константину Эрнсту и Игорю Бачурину. Впрочем, отцы «Главкино» не сидят на месте… У Бондарчука, прибывшего на съемку с завидной пунктуальностью, день тоже расписан по минутам.

Федор, значит из «Главкино» пока получилось «ГлавТВ»? А задумывали русский Голливуд?

Русский Голливуд — это понятие, которое я не люблю, если честно. Чтобы говорить о русском Голливуде, нужна сформировавшаяся индустрия, а у нас, к сожалению, больше проблем, чем достижений и фильмов. Конечно, мы картины делаем, и есть фильмы, которые привлекают зрителей в кинотеатры и дают им поводы для дискуссий. Например, у маленькой картины «Два дня» рейтинг на «Кинопоиске» 8,3 и 80 % положительных отзывов — это очень много, а прокатные результаты были слабые. Такой же рейтинг у «Духless» — самой кассовой картины 2012 года. Это наши фильмы, а есть «Елена» Звягинцева и Роднянского, есть «Дом» Погодина и «Высоцкий» Буслова и Эрнста… Но при этом отсутствие единого электронного билета, тотальное пиратство и малоэкранье — две с небольшим тысячи по сравнению с 35 тысячами экранов Америки — это, конечно, смешно. Так что русского Голливуда пока не получается

Я думала, вы будете менее критичны к отечественному кинематографу…

Так ведь я часть этого кинематографа, и как бы я того ни хотел, проблем больше, чем радостей! Мы сейчас только выходим постепенно из кинематографического безвременья, которое длилось с конца 80-х и «вымыло» целые блоки кинопрофессий, кино было производить просто не на что. А если мы вспомним, что российский прокат начался, по сути, в 2004 году с картины Владимира Ивановича Хотиненко «72 метра», когда вообще впервые заговорили о кинотеатральных сборах, впервые расписывали российскую картину, впервые Константин Эрнст занимался рекламной кампанией русского фильма, то 8 лет и два кризиса для кинопроката нашего кино как бизнеса — это все-таки очень мало. Хотя общие сборы перевалили за миллиард долларов, и Россия стала четвертой территорией в мире по сборам в кинотеатрах.

Насколько я поняла, вы планировали привлекать к работе на мощностях «Главкино» иностранных кинопроизводителей. Но мы не лидеры по кинотехнологиям, наши актеры котируются преимущественно на внутреннем рынке, а в России нет налоговых льгот для кино, чем же тогда привлечь иностранцев?

А вы уже ответили на вопрос! Без всего этого и, в первую очередь, без налоговых льгот идея работать с иностранцами утопична! У нас очень дорого снимать.

Вот «Анну Каренину» с Кирой Найтли хотели изначально снимать в России — Петербург, натура. Но бюджет не позволил…

Да что далеко ходить за примером! Картину «Последняя станция» с Хелен Мирен и Кристофером Пламером о последних днях жизни Льва Толстого, одним из продюсеров которой был Андрей Сергеевич Кончаловский, снимали не в России, потому что не смогли себе этого позволить. Посмотрим, какова будет судьба письма на имя президента по поводу налоговых льгот. Это инициатива «Главкино», подписались «Мосфильм», «РВС», «Студия Горького», «Ленфильм», «Свердловская киностудия».

Насколько это реально, по-вашему?

Не знаю. Я давно уже не понимаю, что у нас происходит… Я, например, не понимаю, почему у нас единый электронный билет не работает.

А что это такое вообще?

Крупные российские сети кинотеатров работают с софтом rent-a-track: любой купленный тобой билет виден в общей системе — такая отчетность дает стопроцентное понимание, сколько человек пришло в кино. То есть эта программа защищает от «серых» билетов, у тебя не воруют. Но это только крупные сети. А в целом по стране сейчас по разным оценкам от 30 до 50 % билетов в кинотеатрах — «серые». Система единого электронного билета, в которую очень значительно вложился нашими же с вами деньгами прежний менеджмент Министерства культуры, — она не только не работает, но еще и не коннектится с этим «рент-а-траком»! Я знаю, что Владимир Мединский, наш новый министр культуры, когда разобрался с проблемой единого билета, — у него волосы дыбом встали. Государство оказывает поддержку кинематографу и государственные же деньги уходят в итоге налево.

Тогда получается, что рейтинги и заявленные кассовые сборы с картин тоже не соответствуют действительности?

Рейтинги — здесь все прозрачно. И очень уважаемый мной ресурс «Кинопоиск» отражает рейтинги вполне реально. А кассовые сборы — да, они неточные. К тому же чудовищное пиратство, которое, конечно, губит прокатную судьбу русских фильмов. Вы представьте, если картина сразу же в идеальном качестве попадает в сеть! Какой там второй уик-энд? Один бы уик-энд продержаться — уже хорошо!

И тем не менее, наше кино делает сборы. Вот «ДухLess», например. Кстати, который это «самый кассовый фильм года» на вашем счету?

Третий. До этого были «9 рота» и «Обитаемый остров». И еще было 3-е место по кассовым сборам у фильма «Жара», который собрал 16 миллионов.

Картина «ДухLess» очень сильно отличается от романа. Там, можно сказать, от него одно название осталось…

Да, но в этом случае я рад, что Сереже Минаеву фильм понравился.

Федор, как в вас уживается актерское и менед- жерское? Это ведь совершенно разные вещи, в одном человеке трудносовместимые…

Я тоже об этом думал… Наверное, это было требованием времени. Я ведь начал свой путь в кино со студии, которая занималась музыкальным видео и рекламой, что на тот момент было делом новым. Я помню, что снял в 93-м году рекламу «Супримэкс», наверное, в первой тройке рекламных роликов, вообще снятых в стране. Вокруг студии организовалось сообщество режиссеров — Рома Прыгунов, Филипп Янковский, и операторов — Максим Осадчий, Сережа Козлов. Это уже была студия со своими новыми правилами.

Вы ведь нигде не учились управлению? Хотя, конечно, выросли в киносреде…

В среде — да, но устроенной по-другому. Мой отец никогда не занимался организацией производства, менеджментом, финансами. С одной стороны, он был абсолютно далек от этого, а с другой — руководил Первым творческим объединением на «Мосфильме» и разводил многотысячные батальные сцены у себя на площадке. Для нас же все это совпало со временем новых возможностей в стране, мы ведь параллельно со студией сразу же начали и клубную деятельность. Открыли один из первых ночных клубов в стране — «Галерея Арт-Пикчерс». Это потом уже появились и «Белый таракан», и «Пилот» Антона Табакова. Потом были клубы «Булгаков», «Инфант», следом пошли ресторанные проекты… Мы занимались этим, потому что в то время денег на кино найти было просто невозможно.

Вы сняли клипы всем популярным исполните- лям — от Ветлицкой до Пугачевой и Киркорова. В ранние 90‑е еще не было музыкального телевидения, только сборки на видеокассетах. У нас в головах еще не было картинки «правильного» музыкального видео. Откуда она была у вас?

А вот из этих самых VHS-видеокассет! Из этих самых музыкальных сборок, записанных с музканалов, которые мы смотрели часами, как кино!

В 2012 году был разыгран грант Сергея Бондарчука-старшего, на котором студенты презентовали свои проекты экранизаций, а жюри по итогам 3‑минутной презентации нужно было решить, какая экранизация будет иметь успех, а какая нет. Как вы это определяете?

Основная аудитория кинотеатров сейчас — это 15 — 25 лет. Я спрашиваю всегда: Для кого вы делаете это кино? Если вы хотите образовывать массового зрителя, то это благородная цель, но здесь должно быть участие Министерства культуры и государства, а если вы хотите собрать деньги с рынка, то, к сожалению, у нас это не пойдет. Кино может воспитывать, но не всегда мы можем позволить себе образовывать зрителя за свой счет.

Ваш сын, Сергей Бондарчук-младший, продолжит кинодинастию?

Шанс у него есть, а что из этого выйдет — я пока не знаю. Пусть парень решает сам.

Вы на экране демонстрируете роскошную физическую форму. В «Про любоff», например, выныривате из бассейна эдаким Аполлоном. Неужели хватает времени на спортзал?

Не хватает, к сожалению, но спорт — это единственное, что меня приводит в чувства в сегодняшнем времени и ритме.

Как вы отдыхаете?..

Честно? Я не отдыхаю. Вообще.

На самом деле, Федор, количество ролей и проектов, которые вы ведете, плотность вашего присутствия в светской жизни и в жизни вообще вызывает вопрос — не прибегаете к услугам двойника?

А вы уверены, что это я сейчас с вами разговариваю?

Глаза у Бондарчука загораются бесовскими огоньками. Ему явно нравится эта идея: ведь двойник — это так по-киношному! А кино — пусть проблем в нем и больше, чем радостей — похоже, самая большая его страсть.

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»