Главная » Люди » Ноябрьский Лондон — лучший вариант для путешественников.

Ноябрьский Лондон — лучший вариант для путешественников.

Елена Киктева, генеральный директор школы иностранных языков «Интерлингва»

Давайте сначала рассмотрим здание Вестминстера. Это дворец — здесь никаких сомнений. Дворец из сказок и наших детских рисунков — именно такой, каким и должно быть здание, достойное Монарха. Его венчают роскошные башни: почти десятиметровая «Виктория», хранительница парламентских архивов — самая высокая башня дворца, которая долгое время считалась самым высоким из нерелигиозных сооружений в мире. Чуть ниже Центральная башня. Задумывалась она как главный дворцовый дымоход: шутка ли — в Вестминстере порядка четырехсот каминов! Вот только справиться с непростой задачей выпускания королевского дыма башня не смогла, а потому осталась просто для украшения. Вы спросите: «А как же камины и дым?» Приглядитесь — видите десятки маленьких башенок по всей крыше дворца? Вот это и есть дымоходы.

Знаменитый Биг Бен, а, вернее, Башня Елизаветы, вторая по высоте, стала известна во всем мире своими часами. Мало кто задумывается о звучном простонародном названии «Елизаветы», а ведь Биг Бен — это «имя» одного из колоколов, установленных на башне. Вес колокола 13,8 тонн, он поистине огромен, а его громогласный бой слышен далеко за многие мили. Большой Колокол возвещает о времени, а циферблат диаметром 7 метров с эффектной подсветкой показывает его жителям столицы. Часам почти 160 лет, а они по-прежнему точны и неизменны, словно воплощение легендарной английской пунктуальности.

Когда-то давно, в 1020-х годах эти места, где стоит сейчас дворец, называли островом Тони. Тогда же здесь и появился первый дворец — король Дании, Англии и Новегии Кунд построил его для своей семьи. А Вестминстерское аббатство, именем которого впоследствии стал называться и дворец, и вся местность в округе, появилось в 1050 году. С тех пор именно здесь находилась основная королевская резиденция. И парламент, кстати, зародился здесь же — в залах Вестминстерского дворца собирался Королевский Совет, затем парламент Симона де Монфора, а в 1259 году здесь был собран первый официальный Парламент Англии и с тех пор все заседания парламента проходят именно в Вестминстере.

А примерно с XVI века берет свое начало традиция Церемония открытия парламента — когда английский Монарх прибывает в Вестминстерский дворец, чтобы открыть очередную правительственную сессию. Роскошная конная карета, почетный караул, строгое следование многовековому протоколу, яркие одеяния, королевский штандарт вместо британского флага на флагштоке — друзья мои, это стоит увидеть! К тому же Открытие Парламента — это редкий шанс лицезреть Ее Величество Елизавету воочию. Монарх приезжает в Вестминстер из Букингемского дворца, в котором остается… …заложник! Да-да, чтобы гарантировать беспрепятственное возвращение монаршей особы обратно, в Букингемском дворце остается вице-канцлер. У традиции печальные корни — король Карл I, который разошелся с Парламентом в принципиальных вопросах, был казнен. С тех пор своеобразным гарантом безопасности монарха выступает такой вот «заложник».

Интересно, что правящему монарху вход в палату общин строго запрещен — ее члены всячески демонстрируют независимость от королевской власти, провозглашая непредвзятость и служение демократии. Потому монарха сопровождают в Палату лордов, а к парламентариям направляют гонца, чтобы пригласить их на заседание. Гонца-герольдмейстера называют «Черный Жезл», и погромче захлопнуть двери зала заседаний перед самым его носом — тоже дань традиции. Трижды стучит в запертые двери черный жезл, двери отворяют с неохотой и показным пренебрежением. Поговаривают, что новое прочтение древней традиции — колкий отзыв на приглашение герольдмейстера сторонников Лейбористской партии. Впрочем, это, скорее, часть представления, нежели действительное неуважение к Ее Величеству. Когда весь парламент в сборе, монарх приветствует его Тронной речью. Фактически, это представление заранее составленной премьер-министром программы.

Вот примерно так же, с теми же церемониями и такой же программой должно было пройти открытие заседания Палаты Лордов в далеком 1605 году. День этот и сегодня назовет каждый житель Англии: «…помни ноябрь и день его пятый». Итак, Парламент и открывает его осеннюю сессию король Яков I. Юный монарх только взошел на престол, получив «в наследство» недовольство подданных политикой Елизаветы I, его предшественницы. Та была особенно строга к католикам, а потому издала целый ряд законов, предписывающих для них ограничения и штрафы. От Якова I ожидали послаблений столь жесткой политики. Но Яков надежды не оправдал, а потому навлек на себя гнев кучки фанатиков. Раздобыв где-то 36 бочек с порохом, они протащили их в один из подвалов Вестминстера, аккурат под залом заседания. Взрыв должен был быть колоссальным, и уж конечно в живых не осталось бы никого.

И это сильно беспокоило одного из участников «порохового заговора» — в тот день на заседании должен был присутствовать его друг, лорд Монтигл. «Не приходи на заседание 5 ноября», сообщалось в анонимной записке, которую лорд получил накануне назначенного дня. Как верный подданный, лорд тут же передал сообщение королю, в Вестминстере начался обыск (и этот обыск тоже стал ежегодной традицией). Спрятать 36 бочонков с порохом — задача невыполнимая, тем более, если рядом поджигатель. Нашли их быстро, и порох, и злосчастного Гая Фокса — человека, фанатично преданного идее освободить Англию от тирана. Конечно же, и сам Фокс, и его сторонники были казнены. Ну а народ, ликовавший по поводу спасения короля, устроил ночь костров — повсюду пылали чучела Фокса, по улицам проходили факельные шествия, взрывались петарды, символизировавшие те самые пороховые бочки.

Так происходит и по сей день, только праздничные гуляния в ночь Гая Фокса становятся все более красочными, файр-шоу — более сложными и интересными. Кстати, традиционное лакомство в этот день — яблоки тоффи, а на праздничных столах обязательно присутствует салат из капусты и огненно-рыжей моркови, блюда на гриле, печеная на углях картошка, в общем, все, что можно приготовить на живом огне.

После Церемонии открытия парламента и зрелищной ночи Гая Фокса жители Лондона начинают готовиться к Рождеству. Обязательно посмотрите на волшебство преображения города в конце осени: запуск рождественской иллюминации — это тоже красочный и запоминающийся праздник, в котором принимают участие музыканты, певцы, уличные театры и артисты разного жанра. Лондон обретает новые краски и особое, предпраздничное звучание.

Ну а впереди — снег и мороз, зимние традиции и забавы и, конечно же, самый любимый лондонцами праздник! До встречи в декабре, друзья!

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»