Главная » Fun&toys » Каждой фаре по паре

Каждой фаре по паре

Всегда, рассказывая про автомобили, мы говорим про четырехколесный транспорт. Однако оказывается, что 4 колеса – не единственно возможная формула. История знает массу примеров использования других вариантов.

Одно колесо

Разве может существовать одноколесник? Да, может — мы же видели в цирке велосипеды-унициклы. Жонглеры, циркачи и акробаты вполне успешно ездят на них, поддерживая равновесие постоянным покачиванием туда-сюда. Собственно, именно постоянные небольшие покачивания вперед-назад и не дают упасть моноциклам и дициклам — за этим следят современные компьютерные мозги.

Именно таков одноколесный электромотоцикл RYNO. Его создатель, американец Крис Хоффман, полон энтузиазма насчет своего детища. RYNO легок, компактен и экономичен — то, что нужно для поездок по современному мегаполису. При весе всего в 57 кг моноцикл вполне можно унести с собой домой, тем более, что он помещается в любой лифт. Компактность позволяет ездить не только по дорогам, но и по тротуарам и даже в зданиях — ведь никакого выхлопа электроскутер не создает. Запас хода RYNO — 20 километров, а максимальная скорость — 32 км/ч. Управляется моноцикл велосипедным рулем, и тестпилоты говорят, что научиться этому достаточно просто.

Крис хочет продавать машину за 4500 долларов (150 000 рублей), если сможет наладить ее серийное производство. А вот Honda Uni-Cub уже эксплуатируется, правда в тестовом режиме — японцы пока не готовы начать официальные продажи. Фактически Uni-Cub представляет собой одноколесную табуретку с электромоторчиком. Предназначена она для облегчения жизни офисных работников. Максимальная скорость моноцикла — лишь 6 км/ч, зато на нем спокойно можно маневрировать в «человеческих пробках» офисных центров. Запас хода на одном заряде — всего 6 км. Зато и вес электротабуретки — лишь 12 кг. Управляется Uni-Cub наклонами корпуса, как и самокат Segway, а на месте стоит, опираясь на дополнительное заднее колесико.

Есть одноколесники, которые устойчивы и без гироскопов — это интроциклы. Интроцикл выглядит как огромное, 2–3 метра в диаметре, колесо, внутри которого расположены двигатель, сиденье водителя и все органы управления. Если снять колесо с бегающим в нем хомячком с подставкой, то получится как раз интроцикл.

Интроцикл можно увидеть в последней части «Людей в черном» или в третьем эпизоде «Звездных войн». В начале ХХ века было разработано немало интроциклов, но в наше время громоздкость и сложная управляемость этих транспортных средств являются куда большим недостатком, чем их хорошая проходимость.

Два колеса

В отличие от моноциклов, двухколесники — обычное явление на наших улицах. Но привычные мотоциклы вскоре могут быть разбавлены дициклами — машинами, два колеса которых находятся на одной оси. Не падают дициклы по той же причине, что и цирковые унициклы — они постоянно совершают микродвижения, удерживающие кузов в равновесии.

Именно таков GM EN-V — еще один транспорт для современного города. В разы меньше самой маленькой из четырехколесных машин, занимая всего 2,25 квадратных метра асфальта, EN-V при этом вмещает двух человек. Приводится в движение дицикл электродвигателем, радиус действия — 40 км, максималка — 40 км/ч. В ближайшее время машина выходит в тестовую эксплуатацию под брендом Chevrolet. Тестироваться будет в том числе и способность EN-V двигаться самостоятельно — либо по заранее прописанным маршрутам, либо гуськом за другими EN-V — дициклы могут общаться друг с другом. EN-V — высокий и широкий. Lit Motors C-1, напротив, узкий и низкий, ведь его два колеса стоят на одной колее. Это спортивный двухколесный автомобиль — фактически комфортный закрытый мотоцикл с лежачей посадкой водителя. Проекты таких машин уже были — на ходу они держали равновесие так же, как байки, постоянным подруливанием, а на низкой скорости из боков, как шасси у самолета, выезжали дополнительные колесики. Но С-1 стоит на месте на двух колесах — от падения его удерживают гироскопы, стоящие под водительским и пассажирским сиденьями (они расположены друг за другом). До 350 километров может проехать С-1 на одной зарядке, максимальная скорость — почти 200 км/ч, а до 100 км/ч машина разгоняется за 7 секунд. Управление у С-1 автомобильное, но при этом его нужно наклонять в повороте. Создатели уже принимают предзаказы на машину, стоить она будет 16 тысяч долларов (520 000 рублей).

Три колеса

Трехколесников за более чем столетнюю автомобильную историю было создано множество и они продолжают появляться в наши дни. Выпускаются даже специальные журналы для любителей трициклов. Трайки делятся на две большие группы — дельты, у которых одно колесо спереди, и головастики, у которых одно колесо сзади. Особняком стоят мотоциклы с коляской — сейчас они выпускаются серийно Ирбитским мотоциклетным заводом, а также многочисленными тюнинговыми компаниями в Европе и США.

Кроме того, трициклы могут иметь как автомобильное, так и мотоциклетное управление. Но во многих странах машины с тремя колесами все равно приравнены законом к мотоциклам, в результате их владельцы, например в Великобритании, заметно экономят на налогах, а в США создатели трайков могут не выполнять строгие автомобильные нормы безопасности, делая легковесные пластиковые кузова. Трайки могут иметь привод на одно, два или три колеса, управляться могут также одно или два колеса. Наконец, разновидность трайков, карверы, — машины, которые могут наклоняться, а их подвеска сконструирована так, чтобы оба колеса одной оси оставались на асфальте даже при наклоне кузова. Таков PAL-V One — трицикл дельтовидной схемы с задним приводом и передним управляемым колесом. Бензиновый двигатель мощностью 220 л.с. позволяет этой в высшей степени странной машине не только разгоняться до 180 км/ч, но и летать — ведь она может выпускать вертолетные лопасти из крыши, становясь автожиром (винт у автожира вращается не двигателем, а потоком набегающего воздуха, то есть он не может висеть на месте). Цена на футуристический летающий трицикл пока не озвучена (вероятно, несколько сотен тысяч долларов), но голландская компания намеревается начать продавать его в ближайшие годы.

Совершенно иначе выглядит Morgan Three Wheeler — новейший британский сиденья, ремни безопасности и органы управления, 1,8-литровый мотоциклетный мотор (классический V-twin от Harley Davidson) мощностью 115 л.с. и байкерский же выхлоп, и все это — в невероятной красоты кузове стилистики начала прошлого века. 500-килограммовый трицикл с приводом на единственное заднее колесо разгоняется до 100 км/ч за 4,5 секунды. Morgan Three Wheeler уже продается по 25 000 фунтов (1 250 000 рублей), причем компания оценивает годовой спрос на трайк в 1000 экземпляров.

Шесть колес

Шестиколесные машины мы видим каждый день — это грузовые тягачи, автобусы с двойной задней осью, сочлененные троллейбусы, а также лимузины — тюнингованные «Хаммеры» на шести колесах. Но существуют и вполне гражданские машины с шестью колесами. В первую очередь это утилитарные квадроциклы — такие как Polaris 800 Big Boss Sportsman 6×6. Благодаря приводу на все шесть колес проходимость этого шестицикла почти как у гусеничных машин. А самосвальный кузов позволяет перевозить 400 килограммов поклажи — действительно «биг босс»!

Но иногда три оси нужны не для проходимости и не для грузоподъемности. В 1976 году в «Формуле-1» выступал шестиколесный болид Tyrrel P34. Передние колеса его были крошечными — диаметром всего 10 дюймов, что позволило снизить лобовое сопротивление.

А благодаря тому, что колес было четыре, сцепление передней оси в поворотах и тормозное усилие удалось сохранить на том же уровне, что у классических машин. С 1977 года, однако, во всем автоспорте запрещено применять машины с числом колес, отличным от четырех.

А вот суперкар Covini C6W в гонках не участвует. Зато ему мало равных на городских улицах и автострадах. 440-сильный двигатель Audi позволяет машине разгоняться до 300 км/ч, при этом ее тормозная динамика и скорость в поворотах — спасибо шести колесам — заставляет конкурентов завидовать. Covini можно купить, но цена неизвестна.

Двадцать четыре колеса

Вероятно, самым многоколесным автомобилем стал в 1985 году советский ракетный тягач МАЗ-7907. Двадцать четыре колеса понадобились ему для того, чтобы возить 100-тонную межконтинентальную ракету РТ-23 «Молодец» с десятью ядерными боеголовками. Ракета помещалась в 22-метровом контейнере.

Таким образом, общая длина МАЗ-7907 составила больше 28 метров — как три больших автобуса! На Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ) создали два прототипа — с дизельными танковыми двигателями мощностью 1250 л.с. и двадцатью четырьмя мотор-колесами. При собственной массе 66 тонн тягач мог перевозить 150 тонн груза со скоростью 25 км/ч. 8 передних и 8 задних колес сделаны были поворотными, а рама тягача имела в центре горизонтальный шарнир, в результате машина могла разворачиваться на небольшой площадке. Увы или к счастью, но к моменту постройки машин холодная война закончилась, ракета так и не была создана, а машины остались стоять на стоянке МЗКТ.

Текст: Сергей Лобанов

 

Рубрики

Copyright © 2012 - 2024.
Журнал «Дорогое удовольствие»